Физическое и "тонкое" тело Криса

Производство индонезийского Криса

В целом, специальные термины, использованные в следующих главах, имеют яванское происхождение, хотя некоторые из них были известны и использовались также за пределами Явы. Крис имеет три основные отдельные части (см. рисунок 6):
- рукоять ("укиран" или "хулу" или "дедер"); в Центральной Яве 2 переходные элемента между рукоятью и клинком назывались "мендак" и "селут" соответственно.
- клинок ("вилах" или "билах")
-ножны ("варангка" или "сарунг"); входная часть ножен на Яве называется "авак авакан", а на Суматре - "сампир"; нижняя часть ножен - "гандар", а верхний металлический чехол ножен, который имеют некоторые крисы, - "пендок".

j19.jpg
Фото 6. Основные элементы криса (укиран и мендак, вилах, варангка и пендок)

Подробно части Криса тут

На Яве мастер-кузнец, который заведовал изготовлением клинка, назывался "эмпу", тогда как рукоять и ножны делали другие мастера - "мрангги". Поскольку клинок имел большое символическое значение - именно в нем заключалась душа криса, эмпу пользовались уважением, часто принимались при королевском дворе и получали дворянство. В этой главе мы опишем традиционный процесс производства яванских клинков крисов, а он чрезвычайно сложен. Это традиционное ремесло сохранилось на Яве по сей день, особенно в Джокьякарте и Соло, а также на Мадуре, хотя с меньшей ритуальностью и большей производительностью, чем в прошлом, благодаря современным инструментам и технологиям.

Человек, который хотел получить новый клинок, должен был разместить заказ у эмпу, снабдив его подробной спецификацией (количество изгибов, форма и резные детали клинка, тип памора) в зависимости от того, что новый крис должен был принести своему хозяину: удачу, богатство, неуязвимость или просто здоровье. Прежде чем приступать к работе эмпу со своей командой выбирал благоприятный день, после чего начиналась тщательная духовная подготовка, которая включала медитацию, чтение молитв, соблюдение поста и совершение ритуальных обрядов, которые должны были отогнать злых духов, - без этих мероприятий крис не получил бы необходимых качеств.

Для изготовления криса требовалось (минимум) три металла:
железо для основной части клинка;
сталь для острых краев;
памор (никелевая сталь) для узоров на поверхности клинка.
Некоторые клинки ковались из 10 различных видов железа, что очевидно способствовало усилению магических сил криса.

Памор ("сплав" на малайском языке) обозначает как никелевую сталь, которая использовалась при изготовлении крисов, так и тип насечки (серебряных узоров из никелевой стали) на клинке. Как говорилось ранее, памор в изготовлении крисов начали применять с 14-го века или даже раньше, и эта техника быстро распространилась по региону. Однако некоторые клинки не имеют очевидного памора, особенно это характерно для Суматры, о чем мы более подробно расскажем в следующих главах.
Первоначально, и, вероятно, позднее, памор (сплав никелевой стали) получали главным образом из района Луву в Южном Сулавеси, его так и называли "памор Луву". Содержание никеля в железорудной руде, используемой для производства памора Луву, было довольно скудным (менее 1% в сплаве), поэтому узор на клинке характеризовался низкой контрастностью. Памор Луву продолжал продаваться как сырье для изготовления клинков криса примерно до 1935 года.
В 1749 году неподалеку от индуистского храма Прамбанан близ Джокьякарты и Соло в Центральной Яве упал метеорит. Оказалось, что этот метеорит богат никелевой рудой (более 5%, согласно последним исследованиям), и в 18-ом веке началось производство крисов с памором Прамбанан. Из-за высокого содержания никеля узор на клинках был намного контрастнее, чем на клинках с памором Луву, поэтому памор Прамбанан быстро завоевал популярность. К тому же считалось, что его небесное происхождение укрепляет магическую и сакральную силу криса, и слава крисов из метеорита стала поистине легендарной. В действительности, если учесть малый размер метеорита (кусочек которого, выставленный во дворце в Соло, считается священным), много крисов с памором  Прамбанан изготовить было нельзя.
По мнению большинства индонезийских экспертов, метеоритная руда (богатая никелем и титаном) использовалась для изготовления клинков с момента возникновения криса, однако это утверждение довольно спорно ввиду отсутствия четких доказательств наличия других метеоритов в Индонезии.
С начала 20-го века основным источником памора, используемого для изготовления клинков криса, была импортная никелевая сталь, в том числе переработанные детали велосипедов!

В следующем параграфе я постараюсь как можно проще описать традиционный процесс производства яванских клинков крисов (самый сложный) из трех сырьевых материалов (железо, сталь и памор). В производстве обычно применяли два или три вида железа, а мастеру-эмпу помогали три помощника, которые назывались "панджак".
Ниже изложена последовательность операций по изготовлению клинка криса:
1. Железный прут вытягивается методом горячей ковки и складывается ровно посередине в виде буквы U.
2. Внутрь U-образного железного прута вкладывается пластина памора.
3. Конструкция из железа и памора заново плавится, вытягивается методом горячей ковки и складывается вдвое. Теперь конструкция состоит из 4 слоев железа и 2 слоев памора.
4. Многослойная конструкция из железа и памора снова плавится, вытягивается горячей ковкой и складывается вдвое, чтобы получить последовательно 4, 8, 16, 32, 64, а иногда даже 128 слоев памора!
5. Оба конца обрезаются, а многослойная конструкция делится на 2 равные части длиной примерно 25 см каждая.
6. Между двумя многослойными деталями, полученными на этапе 5, вставляется лист твердой стали.
7. Конструкцию переплавляют, вытягивают и подвергают горячей ковке для получения необработанного клинка. Благодаря такому процессу острый край клинка (расположенный на средней глубине) получается из твердой стали автоматически.
8. Клинок зачищается и шлифуется. При производстве волнистых клинков изгибы формируются путем боковой горячей ковки с помощью цилиндрического инструмента.
9. Чеканка клинка (пработ) осуществляется небольшими чеканами и зубилами, после чего клинок полируется до проявления узора памора.
10. Ганджа (отдельная деталь в основании клинка) формируется из одного из обрезков, полученных на этапе 5.
11. Клинок снова нагревается докрасна и закаливается в емкости с кокосовым маслом.
12. В самом конце клинок обрабатывается смесью сока лайма и оксида мышьяка (варанган), что способствует контрастному проявлению памора, поскольку никелевый сплав в меньшей степени подвержен химическому воздействию кислой смеси, чем железо и стальной режущий край.

Данное описание является достаточно упрощенным, так как все клинки, выкованные по такому процессу, должны иметь одинаковый тип памора (параллельные линии, соответствующие различным слоям никелевого сплава). Для получения памора, заказанного будущим владельцем криса, эмпу применяют различные секретные технологии производства, такие как горячее скручивание или контролируемое рекомбинирование многослойных прутков.

Согласно старинным текстам, производство некоторых крисов требовало нескольких лет работы. Голландский автор начала 20-го века писал, что однажды ему повстречался эмпу, который делал один клинок более 13 лет. Во сне ему пришло откровение с указанием начать новый крис сразу после рождения сына и ковать его каждый день, но только когда кричат петухи! Эмпу решил, что если последует этому указанию, его сын получит высокий пост в Правительстве.
С тех пор производительность эмпу значительно выросла, и сегодня на производство одного качественного яванского клинка уходит примерно 2 недели.

Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новых поступлениях первыми
, ваша заявка принята. Теперь мы будем уведомлять вас о новых поступлениях!
Отправить еще одну?
Спасибо! Ожидайте наших писем
Товар успешно добавлен в корзину