КРАСОТА И ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛОВ РУКОЯТИ КРИСА
Главная Все о крисах Физическое и "тонкое" тело Криса КРАСОТА И ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛОВ РУКОЯТИ КРИСА

КРАСОТА И ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛОВ РУКОЯТИ КРИСА

Крис, также известный как Керис, представляет собой типичный индо-малайзийский ритуальный кинжал, изначально созданный для религиозных ритуалов, поэтому, учитывая предназначенную для него функцию, его нельзя однозначно отнести к оружию.

Он состоит из различных элементов: лезвие - самая важная его часть, поскольку это компонент, в основном предназначенный для передачи духа, которым обладает настоящий (не сувенирный) Крис и который превращает его в настоящий элемент традиционной религиозной атрибутики. Малазийское название клинка «mata keris (мата Крис)» («глаз» или, образно говоря, «сердце») еще раз отражает идею этой иерархии. Лезвие защищено, скрыто от чужого взора - было распространено мнение, что в прошлом, некоторые Эмпу могли распознать и идентифицировать памор (узор клинка) - и, следовательно, саму силу Крисов, только посмотрев на ганджу - часть клинка, не покрытую ножнами. В этом случае владелец оружия чувствовал бы себя беззащитным и бессильным: для предотвращения этого было обычной практикой выковывать ганджу типа улунг без видимого памора.

И в то же время в лучшем виде лезвие представлено элегантными ножнами, часто сделанными из ценных пород дерева. Ножны также обернуты металлической гильзой (пендок) и иногда усилены поясом, тали, или высеченной маской (топенг), и они также сделаны из металла, а еще две части служат переходными элементами между рукоятью кинжала и его клинком - один кольцеобразный (мендак), а другой тип - в виде чаши (селут).

Изучение рукояти или хулу о укиран - это отличный способ познакомиться с Крисом и в то же время поглубже изучить этот вопрос, поскольку на момент его создания учитывались история и религия острова, социальный статус и экономическое процветание человека, которому предназначен объект, и такие концепции, как суеверия и традиционные верования, которые всегда связаны с идеей самого Криса и к которой они прочно привязаны.

Слово укиран обычно относится к резьбе по дереву, но часто его используют, описывая рукоятку Криса, поскольку дерево является наиболее часто используемым материалом для ее изготовления. В Суракарте и Джокьякарте (Центральная Ява) рукоятка называется по-другому - дедер или дедеран.

Этот широкий диапазон вкладываемых значений обеспечивается взаимодействием религий - исламской, индуистской и буддийской - и культур, типичных для Индо-Малайзийского архипелага, что позволяет создать уникальную цивилизацию. Традиционное искусство и ремесла прекрасно представляют этот процесс и являются конечным результатом такого плавного смешивания: ручка Криса - один из лучших примеров.

Создание укирана предполагает соответствующую эстетику и глубокое знание традиций, а кроме того, ремесленник - мрангги - должен в целом обладать замечательными способностями к ручному труду и овладеть самыми разнообразными материалами, чтобы гармонизировать все элементы вместе и создать Крис, задуманный как их совокупность, совместно с Эмпу, который отвечает за работу с духом в лезвии, выбором материалов и формы одежды Криса. Крис это единый организм, состоящий из лезвия, ножен, рукояти, мендака. Важно помнить, вносить изменения в элементы этого организма может только Эмпу или получивший в этом ремесле посвящение человек.

Постараемся рассмотреть и исследовать широкий спектр материалов, отобранных с учетом как их собственной, так и духовной/магической ценности.

Металл, Логам

Старинные экземпляры Криса, называемые саджен или Крис маджапахит (рис. 1), названный в честь древней индуистской династии, располагавшейся на Яве и Суматре в XIV веке, были выкованы как одно целое. 

 11.png
Рис.1. Крис типа Саджен. Понаблюдайте
за положением человеческой фигуры,
сидящей на корточках, положив руки
на слегка наклоненные колени


Рукоять имеет форму сидящего на корточках человека (понимаемого как «божественный» предок) и состоит из того же материала, что и лезвие, железо (или сталь), которое часто является метеоритным и, следовательно, служит символом космической силы. Это невероятно мощный материал, обладающий двойственным потенциалом, поскольку он может защитить от злых влияний или превратиться в их инструмент. Выбор между различными типами чугуна или стального чугуна очень важен не только в случае с Крисом саджен, но и при ковке лезвия в целом, так как считается, что каждый металл обладает определенной силой и свойствами, которые могут быть переданы владельцу.

 22.png
Рис. 2: Потрясающая рукоять, сделанная из золота,
украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями:
она, скорее всего, изображает Равану (Рахвану), носящего
оружие, похожее на двуручный индийский кинжал халади.
Бали.

Ярким примером является раджа беси (тип или специальный сплав металла для лезвия), который считается самым могущественным, поскольку, как известно, наделяет властью и способностью обрести послушание. Аулия беси подойдет вождям и религиозным лидерам, обладающим очень сильной магической силой, а беси виндуади обладает способностью делать владельца невидимым для врага. Туменггунг беси идеально подходит для королевских чиновников, а бендахара беси,«металл казначея», лучше подходит для банковских купцов и государственных служащих. В старых книгах беси верани обычно упоминается как чрезвычайно мощный металл, и беси курсани также может гарантировать хорошие продажи и сделать владельца более привлекательным, а также неуязвимым для оружия. Наконец, беси кунинг - также называемый железом или серным железом - состоит из металла желтого цвета, который считается амулетом, дающим сверхъестественные силы счастливому обладателю, если его добавить в сплав во время ковки лезвия.

Золото - привилегированный выбор для создания рукояти Криса (рис. 2), который отличается тем, что не подвергается порче.  Он не окисляется и невосприимчив к действию наиболее распространенных кислот. Это символ вечности, королевской власти и, следовательно, божественности, и - важно отметить, - когда-то его могли использовать исключительно члены королевского двора. Другими привилегированными выборами были благородные сплавы, такие как сваса или суаса, состоящие из золота и меди, и мас мунда - золото и платина, а также серебро (рис. 3), символ чистоты, или латунь и медь (рис.4) для наиболее распространенных рукоятей.

Методы изготовления варьируются от детали к детали: металл можно раскатать до очень тонкого слоя и использовать для покрытия конструкции на смолистой основе или замешанной глине, или он может быть выкован из нитей, которые затем сплетаются вокруг деревянного сердечника; другой случай - рукояти, полученные твердым сплавом, предположительно с использованием забытых ныне методов литья по восковым моделям.

 31.png

Рис. 3 Важный эфес (рукоять) из серебра: 

он представляет 

демона Бута Навасари. Бали

32.png 
Рис. 4: Образец из металла, предположительно
из бронзового сплава.


Дерево, Кайу

Дерево во всем мире считается исключительным материалом, символом универсального вещества: древесина и деревья всегда занимали важное место в индо-малазийском магическом мире, и по этой причине они всегда считались предпочтительным выбором для создания эфеса Криса.

 41.png
Рис. 5: Деревянная рукоять Кемунинг: посмотрите какие 
красивые языки пламени.
42.png
Рис. 6: На этом рисунке изображен Крис с эфесом и ножнами,
полностью сделанными из дерева Тимохо: обратите внимание на
кендит, пояс, который проходит через укиран. Бали или остров Ломбок.    


Древесина обычно выбирается из-за ее великолепной текстуры и пьянящего аромата; при разрезании зерно тщательно исследуется: в процессе отбора и изготовления эфеса всегда очень важны отходы материала. Привилегированный выбор - дерево Тайуман  (Cassia Laevigata Willd.), Кемунинг (Murraya Paniculata Jack, рис. 5) и Тимохо - или Тимаха, или Тиманга, кайу пелет (Kleinhovia Hospita Linn., рис. 6). Первый, часто с волокном, называемым доренг, отличается тем, что отражает свет во всех направлениях, в то время как второй очень ценится художниками и представляет собой особую ароматную кору, которая также используется в косметике.

Тимохо - это дерево, которое, как считается, одержимо духом, проявляющимся в характерных черных и темно-коричневых пятнах, видимых на поверхности: эти узоры, известные как пелет, в основном ценятся не только за высокую эстетическую ценность, но и потому, что считается, что каждое дерево обладает собственной силой. Поэтому считается, что пелет увеличивает силу лезвия Криса, и поэтому этот вид древесины часто используется для изготовления эфесов (рис. 7-14) и ножн. Среди пелетов тот, который известен как кендит («пояс», рис. 6), темная горизонтальная полоса на дереве, может стать хорошим подспорьем в торговле и позволит владельцу избежать опасностей и заслужить уважение других. Самый ценный кендит - самый тонкий, и его часто выбирают для королевских Крисов.  Гандрунг пелет настолько влияет на владельца, что его любят, уважают и также прославляют: вот почему даланг, кукловоды ваянга, которые очень чтут эти достоинства, так высоко ценят этот вид дерева. Поверхность пелета чеплок бантенг усыпана крупными редкими и размытыми пятнами, а владение Крисом с эфесом или ножнами, сделанными из этой специфической древесины, повышает авторитет владельца; густые пятна пелета цеплок клор гарантируют тому, у кого есть такой укиран, защиту от негативного поведения.

 51.png 52.png  53.png 
     Рис. 7, 8 и 9 (слева направо): пелет типа Гандрунг, пелет цеплок бантенг и пелет цеплок келор.

Два очень разных пелета - это сегоро (или сегара) винотан и сембур: первый представляет собой очень большие разреженные круговые пятна - обычно две или три - в то время как на втором - бесчисленные крошечные пятнышки, покрывающие всю поверхность. Интересно вспомнить особую силу сегоро винотана, которая увеличивала мудрость тех, кто им владеет. Сембуру приписывается более общая сила.

 61.png 62.png 
  Рис. 10 и 11: Сегоро винотан пелет

(слева) и пелет сембур (справа). 

Пелет тулак, доренг и девандару известны своим специфическим полосатым узором. Первый имеет параллельные полосы более темного цвета в центре, которые светлеют по краям. На втором изображен очень своеобразный узор, который сравнивают - из-за необычайного сходства - с полосами тигрового меха, в то время как у типа девандару чередуются более крупные и более тонкие полосы. В частности, сила, данная третьему пелету, гарантирует счастливому владельцу богатство и процветание.

Дерево Тимохо срезают только в определенные дни в соответствии с местными обычными законами и традициями (адат), а выбирают его в соответствии с естественным расположением дерева по определенной стороне света. На Бали это дерево, называемое Пурнама Садха, считается подарком богов, и поэтому оно никогда не покрывается каким-либо материалом, даже золотом. На Ломбоке и Сумбаве это дерево называется Кайу Берора.

 71.png    72.png  73.png
 Рис. 12, 13 и 14 (слева направо): пелет тулак, пелет типа доренг и пелет девандару.

 81.png 82.png 
Рис. 15 и 16: Антикварная деревянная ручка: поверхность украшена завитками и спиралями.
На втором фото показаны детали длинных волос. Суматра. 
 

Чаще всего выбирают также Кернонг Акар (Murraya Exotica), который имеет очень похожие характеристики с уже упомянутым Кемунингом: оба также известны под названием китайский мирт. Среди других выбранных деревьев следует вспомнить Чендану в ее разновидностях - сандаловое дерево от санскритской Чанданы, - например, Чендана Путих (Santalum Album), легкое и неароматическое дерево и Чендана Ванги - наоборот, очень ароматное. Также Трембалу (Dysoxylum Acutangulum Mg. - Cassia Glauca), особенно его разновидность желтого цвета, с зерном под названием нганам кепанг, которое напоминает метод вязания, используемый для традиционных плетеных лоз. Тиковое дерево, известное как Джати (Tectonia Grandis), представлено различными типами: тик Ява самый тяжелый, и с ним труднее работать по сравнению с другими; в частности, корень - наиболее часто выбираемая часть. Цукила, древесина из дерева, которое растет на склонах вулкана Сумбинг, Амбон - Aleurites moluccana - происходит от дерева, называемого «светом» (Lichtbaum или Kerzennussbaum по-немецки), кора которого используется для рисования и получения черного красителя. Другие - Каю Аранг или Хитам (черное дерево) и Маникара Кауки (дерево саподиллы), часто используемые для рукояти Крис, которые не соответствуют руководству по пакему - «руководству по принципам»; маслянистый Kayu Sawo Manila (манильское дерево - Manikara Zapota), особенно на Суматре, Кендайан (Bauhinia malabarica), Каю Челаги (Tamarindus indicus), Каю Гемиа - Bouea macrophylla - красноватый древесина твердых пород, часто используемая для изготовления эфесов в Малайзии, Каю Авар Авар, Каю Серут, корневая древесина Мавар Хутанг, Каю Акасия, Каю Келенгкенг (лонган), Каю Асем, Каю Сангкурианг.

Считается, что все эти деревья обладают семангатом (духом), но в Малайзии, например, ни один из них не считается обладающим большей силой, чем каю кемунинг, древесина которого была деревом Деви, предназначенным для королей и знати: в прошлом оно было дороже золота.

 91.png
 Рис. 17: Деревянная рукоятка типа кочет-кочетан: когда-то она была
предназначена для святых и религиозных лидеров Бали.

Как уже упоминалось, заметное внимание уделяется «Духу», который, как считается, живет в дереве. Хорошим примером является так называемое «дерево теплого дождя» - каю худжан (о удан) панас, которое, по традиции, нужно рубить только тогда, когда идет дождь и одновременно солнечно. Гахару, или алоэ - это еще одно дерево, которое, как считается, обладает духом: у него блестящий черный цвет, очень похожий на оникс, и считается, что оно обладает сильными терапевтическими свойствами. Этот вид древесины называется уд по-арабски, а по-китайски - чжэнь сиань. Оно известно своим превосходным ароматом и используется в качестве ладана. Если кажется, что на фрагментах из этого дерева выгравированы черты человека или животного, они обладают особыми магическими достоинствами и называются гахару мерупа.  Каю тас - это дерево, которое, как считается, защищает от тигров, а саво (Achras zapota) считается символом процветания. Легендарный Нагасари (Michelia Champaka – Mesua Roxburghi – Rottlera Tinctoria), символ Шивы и его жены Умы, очень часто встречается в религиозной индуистской и буддийской иконографии. Это не единственный случай дерева, посвященного богам: тип Кепух из семейства Бомбакс посвящен Дурге, а Варигин, баньян, также считается священным в Индонезии. Кепух особенно опасен, потому что считается, что под его ветвями собираются духи и демоны, и по этой причине приверженцы ведьмы Рангды обычно собираются там, где оно растет.

  Пару таких деревьев всегда сажали внутри алун-алуна, четырехугольного открытого пространства внутри кератона, королевского дворца.

 101.png
 Рис. 18: Деревянный укиран типа джава демам («лихорадочный или
трепещущий яванский»); выгравированная фигура - Гаруда, божественный
проводник, изображенный очень условно.


Слоновая кость, гадинг

Многие археологические свидетельства подтверждают использование этого великолепного материала с доисторических времен. Он использовался для трех основных целей: религия или магия, повседневное использование и как украшение. Самым существенным источником являются бивни слона (рис. 20, 22, 23 и 24): африканский слон (Loxodontaafricana), чьи огромные бивни представляли собой привилегированный товар для торговли между континентами, - азиатский слон (Elephas maximus) и суматранское толстокожее животное (Elephas maximus sumatranus), последнее считалось лучшим типом для создания эфеса Криса.

 111.png
 Рис.19: Рукоять из окаменелого коренного зуба мамонта. 

Также ископаемая кость мамонта, найденная в Сибири, была искусно обработана местными мастерами вместе с зубами животных (фосил герахам гаджах, рис. 19), которых традиционно высоко ценили за их способность сдерживать злые влияния колдовства (гуна гуна). Этот материал на самом деле очень трудно вырезать: он состоит из последовательности очень твердых слоев стекловидного тела и других, очень хрупких и гораздо менее компактных, его может гравировать только очень опытный мрангги.  Также использовался зуб слона, легко узнаваемый по его типичной структуре.

 201.png 202.png 
 Рис. 20: Важный укиран из слоновой кости балийского слона, украшенный золотом и драгоценными камнями: он, вероятно, представляет Бхиму с сосудом Амрита (Амерта), как и его отца - бога Ваю.      Рис. 21: Интересный укиран, вырезанный из морской слоновой кости: он представляет человека с тюрбаном и бородой, возможно, Вали, одного из девяти святых (Вали Санга), которые способствовали распространению ислама в Индонезии. 

Морская среда всегда давала умелым ремесленникам архипелага другие разновидности слоновой кости (рис. 21), например, кость, добытую из бивней моржа, длинного зуба нарвала, кашалота или морской коровы (дуюнг в бахаса мелаю) и рукояти Крисов с гравировками на этом материале, украшены великолепными оттенками, типичными для каждого вида слоновой кости. В Индии считалось, что морская слоновая кость - особенно нарвалов или моржей - была отличным противоядием и лечила воспаления.

Также использовались клыки бегемота, но их можно было получить только благодаря торговле на дальние расстояния: рукояти, изготовленные из этого материала, вместе с клыками моржа, высоко ценились не только из-за редкости самого материала, но и потому, что считалось, что они обеспечивают более прочный хват, чем другие материалы.

С великолепной гравировкой слоновая кость полировалась тонкими абразивами и, наконец, шлифованными бамбуковыми волокнами. Натуральная патина подчеркивалась обработкой рукоятки маслом, опиумной эссенцией или раствором сульфида мышьяка - минералом желтого цвета - усиливающим теплый цвет материала.

 301.png
 Рис. 22: На рисунке изображен Крис с рукоятью и ножнами, полностью вырезанными из слоновой кости. 

К сожалению, следует отметить, что в последние десятилетия прошлого века для искусственной имитации слоновой кости использовались различные синтетические материалы. Однако им удалось лишь скопировать внешний вид, не получив сопоставимых результатов в воспроизведении упругости и неоспоримой красоты настоящей слоновой кости.

 401.png 402.png 
  Рис. 23 и 24: пара Крисов Моро сундангов (Крис с островов Сулу, южные Филиппины): эфесы представляют собой большое навершие, вырезанное из слоновой кости и усиленное сложным переплетом из волокон и металлическими полосами с водяными знаками.  


Рог, тандук

Чаще всего рога животных получают от буйволов и носорогов. Первый, водяной буйвол или карабао (Bubalus bubalis), считается представителем Блага, а его рог считается хранилищем сверхъестественной силы: этот материал можно отполировать до интенсивного черного (или сияющих белых оттенков в случае альбиносов), а самые старинные эфесы со временем приобретают оттенки очень специфического зеленого цвета (рис. 25).

 501.png
 Рис. 25: Рукоять из рога буйвола, изображающая Ганешу.
Обратите внимание на кольцевой элемент, мендак, расположенный
в основании.

Рог носорога, также сделанный из кератина, произошел от индийского образца и от эндемичных видов Суматры и Явы, которые раньше были более распространены в естественной среде Архипелага. Это полупрозрачный и слегка опалесцирующий материал, в котором отчетливо видны волокна, из которых он состоит (рис. 26): он используется для создания великолепных скульптур и всегда считался символом силы, сексуальной энергии и авторитета. Считается, что он является афродизиаком и обладает очищающими свойствами, которые в основном ценились разными цивилизациями, различающимися как по временному, так и по географическому распространению.

Иногда можно идентифицировать эфесы Крисов из оленьего рога, сделанные из рогов самбара (Rusa unicolor), внутри которых менее губчатый материал по сравнению с другими образцами, распространенными в западном полушарии, что, безусловно, делает их хорошим выбором для изготовления рукояти. Некоторые образцы с Бали сделаны из рогов американского лося (Alces Alces).

Надо сказать, что укиран, сделанный из рога, очень желателен, поскольку полезные свойства материалов усиливаются и подчеркивают силу, которой, как считается, обладает лезвие.

 601.png
 Рис. 26: Редкий тип явайского укирана демам, сделанный из рога носорога. 

Растительные волокна, человеческий волос (рамбут) и шерсть животных

Для деревянных эфесов цилиндрической формы цеценанган, типичных для Бали и Ломбока, иногда делают плетеный чехол из скрученного кокосового волокна, что обеспечивает более прочный захват. (Рис. 29). Также документально подтверждено использование конской гривы, однако самым необычным материалом для рукояти Криса остаются волосы жителей Архипелага.

 701.png 702.png 
 Рис. 27: старинная рукоять из черного дерева с изображением человеческих
волос, вставленных в предназначенное для этого отверстие для хвостовика лезвия.
    Рис. 28: Деталь лица выгравированной фигуры.


Помимо того, что они туго свернуты вокруг рукоятки, их также можно найти внутри нее (рис. 27), вокруг хвостовика оружия (песи, о пекси), вместо традиционной ткани, используемой для фиксации и закрепления рукоятки и лезвия. Человеческие волосы на индонезийском архипелаге имеют мистическое и магическое значение: считается, что они высвобождают духовные силы, которые остаются в них даже после резки. Волосы важных личностей или волосы местных героев предлагаются божествам или тщательно сохраняются, что делает их мощным талисманом (джимат), используемым для защиты от черной магии, а также дает мощный духовный ресурс владельцу. Например, волосы знаменитого вождя буги Арунга Палакки были добавлены к короне - махакоте - сокровища раджи Боун, и считается, что они все еще растут.

 801.png
 Рис. 29: деревянная рукоять, покрытая скрученным конским волосом. Бали или
остров Ломбок.

Другие материалы

Помимо других материалов, часто используемых для изготовления этих небольших произведений искусства, важно указать кости животных (рис. 30), особенно кости дикого быка (бантенг), символ силы в Индонезии, и кости вале. Они часто используются в Мадуре для изготовления поперечной части ножен Криса и эфесов с целью подчеркнуть географическую и, следовательно, политическую независимость Мадуры от острова Ява.

 901.png 902.png 
 Рис. 30: Образец эфеса из крашеной красной кости.      Рис. 31: Рукоять, вырезанная из раковины tridacna gigas.

Создание укирана из кости требует особого внимания, например, введение в полость пробки из того же материала, поскольку она будет оставаться открытой после извлечения костного мозга и окрашивания готового опуса растительными веществами. Помимо морской слоновой кости, перламутр и огромный створчатый створ тридакны (Tridacnagigas, рис. 31) собирают в морской среде. Они очень важны для связанной с ними символики: раковина, устрица и жемчужина считаются источником плодородия, а магическая сила объясняется их сходством с вульвой, с которой они разделяют способность к воспроизводству. Оболочка обеспечивает защиту от бесплодия, гибели, стихийных бедствий и неурожая. Раковина тридакны представляет собой блестящий материал белого цвета, необычно тяжелый и дающий при прикосновении своеобразное ощущение восковой поверхности.

Еще один исключительный материал - акар бахар, великолепный блестящий черный коралл с очень слабыми оттенками красного: он также используется для изготовления украшений-талисманов из-за его высокой эстетической и духовной ценности.

Эфесы часто украшают драгоценными камнями или жемчугом в стеклянной пасте, которые иногда наносят на переходные элементы - мендак и селут, которыми эфесы отделяются от клинка. На Яве алмазы - берлиан - добытые из знаменитых алмазных рудников Калиматана, являются первым выбором для этих элементов, но также подходит и более мелкий кварц или гиацинты - разновидность красного циркона. Бриллианты и белые цирконы также украшены металлическими рукоятками из Восточной Явы и Банджармасина на Борнео. Эта операция обычно производилась в Мартапуре, на Калимантане, главном горном полюсе острова. На Бали рубины и сапфиры - бату делима и бату нилам - всегда были лучшим выбором, поскольку они олицетворяют силу и чистоту, в то же время считается, что алмазы нейтрализуют яд.

 1001.png 1002.png 
   Рис. 32 и 33: Рукоять из слоновой кости (сверху и сбоку) исключительного качества, демонстрирующая очень своеобразную деревянную вставку на вершине: талисман помещен между спиральными волосами божества, тело которого обернуто и частично замаскировано растительностью. 

Поверх рукояти могут быть помещены другие необычные материалы: например, небольшой кусок метеоритного камня (бату бинтанг, буквально «звездный камень»), носитель высшего духа. Также можно использовать своеобразный узел, который образуется в месте соединения двух ветвей пренжалин петук, ивы: эту часть особенно трудно разрезать, и говорят, что она может проявлять своеобразную красную и синюю флуоресценцию. Из-за его магической ценности также выбирают сердцевину дерева келор (галих келор), которое встречается крайне редко, потому что часто слишком мягкое и поэтому его невозможно извлечь или древесина даже отсутствует. Считается, что эти три амулета способны сдерживать любое негативное влияние.

Обсуждаемое здесь большое разнообразие материалов вместе с невероятной сложностью форм - в зависимости от их географического происхождения и культурного влияния - вызывают у любого, кто приближается к этим маленьким шедеврам, мысли о глубокой замысловатости, вновь возвращая идею яркого символизма, придаваемого Крису, тем самым сделав укиран одним из самых желанных предметов коллекционеров искусства во всем мире.

Спасибо! Ожидайте наших писем
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (VIpkeris.ru).
Товар успешно добавлен в корзину
+7 925 292 64 73
Позвонить Whatsapp Viber