Мифология Криса и Яванский символизм.
Главная Все о крисах История Криса. Мифы и легенды Мифология Криса и Яванский символизм.

Мифология Криса и Яванский символизм.

Крис - кинжал, распространенный в Юго-Восточной Азии, который в большинстве случаев имеет асимметричную форму: одна сторона основания шире, чем другая. Он может быть прямым или извилистым (пламевидным). Современная форма криса имеет большое разнообразие вариаций. Некоторые Крисы предназначены для удара, некоторые для магической работы и проведения ритуалов. Обе кромки заострены. Поверхность клинка часто покрыта узором, который называется "памор". Он производится в процессе ковки и внешне проявляется в результате яванского ритуала Warangan.

Крис широко распространен по всей Юго-Восточной Азии, места его обнаружения примерно соответствуют областям влияния яванского государства Маджапахит на пике своего могущества в середине 14-го века. На своей родине, Яве, Крис стал культурным символом.

Современному крису (с 12-14 века) предшествовал крис "буда" - прямой короткий Крис с минимальными изменениями. К началу 14-го века в Восточной Яве крис считался символом мужского начала и ассоциировался с яванско-индуистской системой верований. Когда доминирующей религией на Яве стал ислам, Крис был принят в качестве культурного символа, и сегодняшнее понимание яванских Крисов во многом было сформировано в ходе более чем 400-летнего исламского влияния, оказанного на культуру и общество Явы. Учитывая продолжительность и силу влияния ислама, можем предположить, что понимание Криса не могло остаться прежним, оно даже не могло остаться схожим с тем, что было во времена появления его современной формы, то есть в период существования индуистско-буддийского государства Маджапахит.

Яванский символизм.
До появления индуизма и буддизма на Яве существовала смешанная система верований, сочетающая в себе анимизм и культ предков. Анимизм в том виде, в котором он практиковался на Яве, предполагал, что все живые существа имеют жизненную энергию или душу, которая одинакова для всех, но в одних объектах проявляется сильнее, чем в других, и что все природные объекты также имеют жизненные силу или энергию. Все проявления природы являются результатом работы невидимых сил, как правило злых, которые надо избегать и задабривать подношениями. Жизненная сила или душа человека не исчезает немедленно после смерти, но остается на какое-то время в том месте, где жил человек.
Эта идея лежит в основе яванского культа предков: если духи покойных увидят, что живые не соблюдают традиции должным образом, они могу разозлиться и натворить бед.

Яванская традиция помещает своих предков на горы, которые символизируют собой Космическую гору. В яванском мифе о сотворении мира Вселенная начинается с трех существ, которые появились из Космического яйца и сразу увидели Космическую гору, поэтому в яванской вере Космическая гора символизирует Вселенную и существует со времен до сотворения мира. Она олицетворяет собой как видимый, так и невидимый мир.

Символика Космической горы является основным элементом яванской культуры. Она может быть представлена многими способами, как природными, так и искусственными; это повторяющийся мотив, пронизывающий ткань яванской культуры, более того, это символ, который является частью местной культуры Явы. В древние времена идея управления миром с горы, по всей видимости, была практически универсальной, и яванская версия этого верования, судя по всему, существовала до того, как индийцы привезли сюда свою версию этой идеи - гору Меру, которая считалась у них священной. На Яве гора Меру слилась с местной Космической горой.

Горы, особенно вулканические горы, можно воспринимать как символы Космической горы. Направленные вверх треугольные формы могут пониматься как символы Космической горы. Рукотворные фигуры и изображения: узор "тумпал" в искусстве, Гунунган из риса на пире сламетан, кукла Гунунган в театре ваянг - все они символизируют Космическую гору.

Wayang.png

Рисунок 1

Когда на Яву пришла индуистская культура, она принесла с собой систему индуистских убеждений и некоторые другие элементы индуистской культуры. Среди символов, которые теперь является частью яванской культуры, но который появились на Яве благодаря контактам с индуистами, включают, среди прочего, лингам, который олицетворяет Шиву, гору Меру (3), место обитания богов, а также Древо жизни, дерево, содержащее все живое на земле.

Интерпретация яванских символов может зависеть от тех обстоятельств, при которых найден символ: один символ может интерпретироваться по-разному и иметь разные значения. Значение, придаваемое символу, не обязательно ограничивается одной интерпретацией.

Аналогично, два или более символов могут сливаться, и символ, являющийся результатом слияния, может быть интерпретирован по-разному, в зависимости от обстоятельств, при которых найден этот символ. Это может показаться сложной концепцией, с которой придется смириться, но понять ее не сложнее, чем тот факт, что разные слова могут иметь разные значения, в зависимости от контекста, в котором они используются.

Тенденцию к полисимволизму легко продемонстрировать на примере Гунунгана, возможно, самого распространенного символа в яванской культуре. Гунунган - исконный яванский символ - после распространения индуистской культуры и системы верований слился с горой Меру и Древом жизни. Треугольная форма Гунунгана совпадает с направленным вверх треугольником, который является знаком Шивы, а гора Меру - символ Шивы. При слиянии этих символов толкование и понимание формы Гунунган зависит от сопутствующих обстоятельств.

gunungan_batik.png

Рисунок 2

Яванцы используют символизм как средство коммуникации и социального регулирования. Символы могут служить сообщениями, которые относятся к природному (видимому) миру, сверхъестественному (скрытому) миру или к человеку. В прошлом все регулирование внутри яванского обществав значительной степени зависело от символики. И даже сегодня яванцы частенько прибегают к помощи символов, а не слов, чтобы донести какой-то смысл.

Крис представляет собой один из основных символов для яванского общества. Он является символом сам по себе, но также содержит символы, которые заключают в себе иконографическое сообщение, если эти символы разгадать. Самые ранние крисоподобные кинжалы, которые изображены на барельефах храмового комплекса Чанди Прамбанан (единственное изображение кинжала формы "Прамбанан I", а также прочие кинжалы формы "Прамбанан II" (4)), являют собой очевидное олицетворение формы Гунунган.

В ранний классический период в Центральной Яве индуистские ценности и формы были гораздо более распространены, чем в поздний классический период в Восточной Яве, когда, как представляется, в искусстве и архитектуре наблюдался возврат к исконно яванским формам.В индуистской символике направленный вверх треугольник считается символом Шивы, поэтому, когда мы видим треугольные кинжалы на барельефах Чанди Шивы, высока вероятность того, что эти треугольные кинжалы можно понимать как символы Шивы, хотя некоторые из них не направлены вверх (5). Возможная неоднозначность интерпретации кинжалов "Прамбанан I" и "Прамбанан II" была полностью преодолена после обнаружения криса "буда", снабженного согоканом, который ясно указывал на лингам Шивы.

К началу 14-го века символы лингама и Гунунгана в Восточной Яве уже присутствовали на крисах, а сам крис считался символами мужского начала. В 14-ом веке государство Маджапахит процветало, и крис претерпел значительные изменения, вобрав в себя еще больше символов и став иконой яванской культуры. Цель настоящей работы заключается в попытке объяснить иконографию Криса, как ее могли понимать жители государства Маджапахит в 14-ом веке.

Рисунок 2 - пример формы Гунунган. Она применяется в различных целях, самым известным воплощением является кукла, которая открывает и закрывает представления театра теней ваянг-кулит (Рисунок 1). Существенными характеристиками являются широкая листовидная форма и узкая низкая "талия". Иногда форма резко расширяется книзу, иногда - мягко и округло сужается, как в показанном примере.
Сравнивая этот исконно яванский символ с листовидными индонезийским клинками, которые послужили вдохновителями формы предшественников криса, легко понять, как форма этого оружия с самого начала обрела на Яве религиозную символику.


 

Спасибо! Ожидайте наших писем
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (VIpkeris.ru).
Товар успешно добавлен в корзину
+7 925 292 64 73
Позвонить Whatsapp Viber