ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРИСА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ДО 14-ГО ВЕКА. Крис и Шива.
Главная Все о крисах История Криса. Мифы и легенды ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРИСА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ДО 14-ГО ВЕКА. Крис и Шива.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРИСА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ДО 14-ГО ВЕКА. Крис и Шива.

Работа посвящена изложению доказательств, найденных в памятниках Центральной и Восточной Явы, которые позволяют судить о происхождении и развитии традиционного яванского оружия.
А.Г. МЭЙСИ


Аннотация
Крис современного типа существует с середины 14 века. Он появился в Восточной Яве на базе более ранней формы, известной как крис "буда". До криса "буда", а также какое-то время параллельно с ним существовал яванский кинжал с клинком в форме листа, который своей формой напоминал индийские мечи. 
Крис "буда" и его непосредственный предшественник появились в ранний классический период (с конца 7-го века до конца 9-го века). Этот период истории Явы характеризуется влиянием индийской культуры и мысли. Имеющиеся - хотя и неполные - свидетельства указывают на то, что крис ведет свое происхождение от линейки оружия, которая включает в себя индийские клинки в виде листа, которые, по мнению Роусона (Rawson), являлись "... общим арийским наследием индоарийских народов". 
Примечание: В настоящей работе термины "крис "буда", "досовременный крис" и "Прамбанан II" имеют одинаковое значение. Также термины "современный крис" и "крис" имеют одинаковое значение.

Описание
Крис - кинжал, распространенный в Юго-Восточной Азии.
Как правило, клинок криса имеет асимметричную форму, одна его сторона шире, чем другая. Обоюдоострый клинок бывает либо прямым, либо с нечетным количеством изгибов, длина варьируется от 12 до 15 дюймов. Поверхность клинка часто покрыта узором, который называется "памор". Он производится в процессе ковки и проявляется в результате травления.
Приведенное выше описание относится к современному крису, который датируется, самое раннее, 14-ым веком. Некоторые крисы не подпадают под данное описание, однако в целях настоящей работы эти отклонения не являются существенными.

Происхождение
Существует ряд теорий, объясняющих происхождение криса (Hill). Они предлагают варианты от адаптации сломанного копья до обработки жала ската. Яванская и малайская традиции прослеживают истоки криса к героям легенд. Рассмотрение данных теорий займет много времени и места, но смысла в этом мало. Достаточно сказать, что изучая свидетельства в области происхождения криса, существующие на Яве, трудно найти подтверждения этим теориям. 
Шойом (Solyom) утверждает: "Мы можем только гадать относительно того, как и когда развивался сам крис, а также способы его использования". Далее он упоминает раннюю форму криса, известную на Яве как крис "буда", которую яванцы относят к центральнояванскому индуистско-буддийскому периоду (прим. 700-900 гг. н.э.). И добавляет: "По всей видимости, точных датировок этих экземпляров получено не было".
Изучение монументальных источников Явы свидетельствует о том, что крис "буда" действительно существовал в центральнояванский период. На монументах, содержащих изображения криса "буда", также присутствует другой аналогичный кинжал, который разумно обоснованно можно считать прямым предшественником криса "буда". Клинок предшественника имеет форму листа, которая была идентифицирован Роусоном как одна из двух главных форм клинков индийских мечей. Если рассматривать культурно-временные рамки центральнояванского периода, можно говорить о влиянии послегуптовской культуры на дизайн этого оружия. Характерными чертами этих клинков являются форма листа, сужение (талия) и расширяющееся основание. Роусон утверждает, что, наряду со второй формой индийского клинка, "обе формы регулярно появляются на древнегреческих вазах, поэтому очень вероятно, что они являются общим арийским наследием индоарийских народов".

Еще одно сходство с индийским оружием заключается в наличии наверший, которые присутствуют на мечах и кинжалах центральнояванского периода. Как правило, на мечах присутствует характерный для индийских образцов круглый диск, увенчанный небольшим куполом. На некоторых кинжалах диск имеет продолговатую форму (Harsrinuksmo, с.19), изменение, которое облегчило уровень "талии", вертикальный перенос.

Центральнояванский период (ранний классический)
Общепризнанно, что контакты между Индией и Явой существовали примерно со 2-го века н.э. (Coedes). К началу 8-го века к власти в Центральной Яве пришла буддийская династия Шайлендра. В период с 775 по 864 гг. во времена короля Самаратунга был построен величайший буддийский памятник Боробудур. Считается, что он был освящен в 824 г. (de Casparis). Вскоре после этого, в начале 10-го века, был завершен храмовый комплекс Лара Джонгранг, который расположен вблизи деревни Прамбанан, неподалеку от Джокьякарты в Центральной Яве. Его часто называют по месторасположению чанди Прамбанан (храм Прамбанана). Этот индуистский храм посвящен богу Шиве.

Как Боробудур, так и Прамбанан являют собой примеры влияния индийского искусства и архитектуры. Архитектура Боробудура испытала влияние индийских стилей гуптовского и послегуптовского периодов (Britannica), а искусство и архитектура Прамбанана представляет собой синтез северных и южных индийских стилей (Kempers). Хотя рельефы обоих памятников выполнялись под влиянием индийской культуры, на них нет индийских сюжетов, все изображенные сюжеты вписаны в яванский контекст.

Боробудур
Харсринуксмо сообщает о коротком оружии, напоминающем крис, которое присутствует на рельефах буддийского памятника Боробудур. Я несколько раз обыскал эти рельефы, пытаясь найти такое изображение, но до сегодняшнего дня так и не нашел. На рельефах присутствуют другие виды оружия, однако ничего хоть отдаленно напоминающего крис мной обнаружено не было.

Чанди Прамбанан (Лара Джонгранг)
1.png
 
1. Прамбанан I. Воин-обезьяна держит кинжал в стиле Прамбанан I. Лезвие в форме листа является "прадедом" современных крисов. Месторасположение: чанди Шивы, Храмовый комплекс Прамбанан, Центральная Ява.

Храмовый комплекс Прамбанан включает центральный храм Шивы, вокруг которого расположены храм Брахмы (юг), храм Вишну (север) и пять храмов поменьше. На внутренней стороне балюстрады чанди Шивы изображены картины из эпоса "Рамаяна". Повествование продолжается на балюстраде чанди Брахмы. Рельефные изображения чанди Шивы содержат по меньшей мере три изображения оружия, которые, по моему мнению, предшествуют крису "буда". Я буду называть их "Прамбанан I". Это - кинжалы с листовидными клинками, расширяющимся основанием и отдельным элементом, прикрепленным к основанию клинка, аналогично гандже на современных крисах. Все кинжалы снабжены тяжелым навершием с куполом по индийскому образу и подобию. Манера держать кинжалы предполагает, что им не кололи, а били из-за плеча.
2.png 
2. Выше: Прамбанан II. Лакшмана держит кинжал типа Прамбанан II. Здесь присутствуют все основные черты криса, такая форма клинка известна как "крис "буда". Рукоять с тяжелым навершием предназначена для удара с размаху из-за плеча. Месторасположение: чанди Шивы, Храмовый комплекс Прамбанан, Центральная Ява.
3.png
3. Справа: Прамбанан II. Крупный план кинжала, который держит Лакшмана на фотографии выше.  
Резной рельеф панели № 4, вторая сцена, повествует, как Рама и Лакшмана убивают великанов, угрожающих отшельнику Висмамитре (Moertjipto, Drs.). Кинжал, показанный на этом рельефе, имеет асимметричное основание, явно выделенную ганджу, кусен и одо-одо - все основные элементы криса. По моему мнению, этот кинжал, который я называю "Прамбанан II", является изображением криса "буда".

На резных рельефах чанди Вишну присутствует по меньшей мере одно изображение кинжала, который напоминает "Прамбанан I".

Все упомянутые выше кинжалы короткие, широкие и тяжелые и имеют те же пропорции, что и крис "буда". Они имеют клинок в форме листа, более или менее четко выраженную "талия", выдающийся центральный гребень и расширенное основание. Мечи, изображенные на тех же рельефах, также имеют клинок в форме листа, однако их форма в большей степени предполагает режущее движение, нежели бросковое. Многие из них напоминают Хараснатх кханда (Harasnath khanda) Роусона, но я не привожу здесь ссылку из-за разницы во времени. Тем не менее, интересно отметить существование в Центральной Яве 9-ого века формы, схожей с Хараснатх кханда, которую Роусон помещает в Индию 11-го века. Можно ли считать эту форму независимой яванской разработкой из одного источника, или форма Хараснатх существовала до 11-го века?

Общепринятой датой завершения строительства комплекса Прамбанан считается начало 10-го века, однако существует доказательство в виде надписи, которая датируется 856 г. Это говорит о том, что в этом году храмовый комплекс уже существовал (R. Soekmono, в Fontein, с. 78).

Восточнояванский период (поздний классический)
В конце 10-го или начале 11-го века центр яванской культурной и политической жизни переместился на восток. После переезда двора из Центральной в Восточную Яву первым известным королем был король Синдок. Он упоминается в нескольких надписях, самая ранняя из которых датируется 919 г. Он утверждал, что происходит из династии Матарам, которая правила в Центральной Яве после падения династии Шайлендра около 870 г. (Vlekke).

Мы мало знаем о Восточной Яве в период, начиная с появления Синдока вплоть до создания королевства Маджапахит в 1292 г. Синдок правил королевством Кедири, которое было разрушено примерно в 1000 г. Аирлангга воссоединил Восточную Яву, а затем разделил свое королевство между двумя сыновьями. Об этом периоде почти ничего не известно. В 1222 г. возникло королевство Сингосари, за которым в 1292 г. последовал Маджапахит. Влекке полагает, что постоянное изменение центра власти в течение этого периода истории Явы указывает на существование ряда небольших княжеств, которые находились в более или менее постоянной конкуренции друг с другом. Если это так, то в результате политической нестабильности, вероятно, возникла далеко не мирная социальная среда. История свидетельствует, что в такой обстановке члены общества обычно носят с собой оружие в повседневной жизни.

Поздний классический период характеризуется дальнейшей эволюцией крисов. На одном восточнояванском резном рельефе 11-го века (Fontein, плита 19), изображен демон, держащий оружие с двумя клинками, оба клинка короткие широкие тяжелые с "талией", расширенным основанием и четким центральным гребнем - всеми чертами кинжала "Прамбанан I". Однако на данном восточнояванском изображении детали клинка акцентированы в большей степени, чем на образцах Прамбанана.

Чанди Сингосари (прим. 1300 г.), расположенный неподалеку от современного города Маланг, дает примеры гандика и ганджи, хотя и не на крисе. Эти детали, которые сегодня считаются типичными элементами криса, изображены на кинжале с клинком в форме джамбии, а также дисковидным навершием с куполом (Fontein, плита 25).

Помимо этого, Фонтейн говорит об концевом архитектурном элементе 14-го века, который представляет собой человека с крисом современных пропорций в руке. Человек держит этот крис как рапиру.

В музее Мпу Тантулар, Сурабая, можно увидеть каменную скульптуру Дурги из чанди Джави (14-ый век). В одной руке Дурга держит кинжал, очень напоминающий кинжалы "Прамбанан II", однако более изящной формы, чем последние. Кинжал Дурги имеет изогнутую ганджу. Манера держать кинжал предполагает колющий выпад, а не бросок из-за плеча.

Чанди Панатаран

Чанди Панатаран, расположенный недалеко от Блитара, является крупнейшим храмовым комплексом в Восточной Яве. Этот яванский индуистский комплекс существовал с 1197 по 1454 г. (Kempers). Главный храм Панатарана датируется 1347 г. (Kempers), его основания украшены рельефами с изображением сцен из "Рамаяны".
4.png 
4. Прамбанан I после переезда в Восточную Яву. На изображении король обезьян Хануман использует удлиненную версию кинжала в стиле Прамбанан I. Месторасположение: чанди Панатаран, Восточная Ява.

На этих рельефах изображено много оружия: мечи, копья и кинжалы, клинки которых похожи на клинки с рельефов Прамбанана. Среди данных изображений яванского оружия 14-го века имеется рельеф, на котором Хануман использует оружие с чертами кинжала "Прамбанан I", и наносит он удар из-за плеча. Однако на рельефе Панатарана этот кинжал стал немного длиннее и пропорционально тоньше.
5.png 
5. Клинок в стиле Прамбанан II. Однако рукоять не имеет тяжелого навершия, что позволяет использовать оружие для колющего удара. Это первое монументальное изображение криса в качестве колющего оружия. Месторасположение: чанди Панатаран, Восточная Ява.

Рельефы Панатарана имеют несколько изображений криса. Два из них вызывают особый интерес, поскольку ясно демонстрируют манеру использования оружия. На других показано, как кинжалы носились. Это все еще короткие и широкие крисы, однако по этим рельефам можно судить о том, что изменился захват: на смену удару из-за плеча пришел колющий рапирный выпад. Помимо этого, исчезло тяжелое навершие, характерное для клинка "Прамбанан II".

Переход
6.png 
1. Крис "буда", относится к периоду 11-13 вв. Памор не виден, техника ламинированной конструкции не применяется.

2. Крис "буда" более позднего периода. Форма клинка ранняя, однако применена ламинированная конструкция, памор виден. Возможно, данный крис был изготовлен после середины 14 века как копия более раннего образца.

3. Переходная форма криса. В нем видно зарождение клинка современного типа. Некоторые черты криса "буда" все еще заметны: квадратный хвостовик, высокий гандик и широкая ганджа. Однако хвостовик, хотя и имеет квадратное сечение, уже немного скруглен спереди и сзади, а клинок стал легче и длиннее. В результате тщательного исследования были обнаружены остаточные следы черного железа, а также включения некоего материала, содержащего никель. Основная часть материала, из которого выполнен клинок, представляет собой крупнозернистое железо или сталь, и поскольку клинок во многом сохранил свою первоначальную форму, можно сказать, слоистая внешняя оболочка была очень тонкой. Данный клинок является ранним примером попытки изготовить слоистую конструкцию. Датировка: 13-14-ый вв. Месторасположение: Восточная Ява.

4. Современный крис, клинок выполнен в центральнояванском стиле Суракарты. 

Изучение физических образцов досовременных крисов и ранних примеров современных крисов показывает, что на некоторых досовременных крисах линия, проходящая через центр клинка, отклоняется от линии, проходящей через центр черенка, на 3°, на других досовременных крисах это отклонение составляет от 8,5° до 9°, на современных крисах отклонение колеблется в диапазоне от 8° до 12,5°.

Меньший угол отклонения, обнаруженный у некоторых досовременных крисов, и, соответственно, более прямая форма клинка, согласуется с использованием для удара из-за плеча. Тогда как больший угол отклонения, обнаруженный у других досовременных крисов, а также у всех современных крисов, согласуется с использованием в виде колющего оружия. Существование двух разных углов отклонения у досовременных крисов, по-видимому, указывает на то, что еще до появления современного криса его непосредственный предшественник использовался как для нанесения ударов из-за плеча, так и для колющих ударов.

Еще одним доказательством того, что крис "буда" использовался как оружие для удара из-за плеча, а также эволюционировал из оружия, имеющего такие функции, является его хвостовик. Хвостовик криса "буда" имеет квадратное сечение. Такой хвостовик не давал клинку проворачиваться в рукояти, что, конечно, было крайне нежелательно для оружия, используемого для мощного удара сверху вниз. Напротив, современный крис имеет круглый хвостовик, что позволяет отрегулировать клинок по отношению к рукояти в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя. Эта особенность важна, когда оружие используется для колющих выпадов, и не важна, если бить из-за плеча. 

Вывод
По меньшей мере с 900 г. н.э. примерно по 1300 г. н.э. оружие с листовидным клинком, "талией", расширяющимся основанием, схожее с листовидными клинками Индии и восходящее к ним, было устоявшимся видом вооружения в Центральной и Восточной Яве. Существование вариантов этого вида оружия, во всех отношениях схожих, за исключением укорачивания с одной стороны расширяющегося основания, подтверждается изображениями этого оружия на рельефах памятников Центральной и Восточной Явы, датируемых 10-14-ым веками.

Установлено, что индийская культура и мысль были основным фактором развития яванской культуры как минимум с 8-го века.

Существование на Яве оружия, имеющего форму клинка и крепления, подобную образцам крупного индийского стиля, указывает на то, что дизайн яванского оружия был создан на базе индийского.

В индийском вооружении отсутствует кинжал с укороченным с одной стороны основанием, в результате чего клинок имеет ассиметричное основание. Такой вид кинжала с листовидным клинком и ассиметричным основанием является исключительно яванским и знаменует собой появление криса. Это оружие известно как "крис "буда".

В Центральной Яве крис "буда" использовался главным образом - возможно, исключительно - для удара с размаху из-за плеча. В Восточной Яве в период приблизительно с 1000 г. по 1300 г. н.э. крис "буда" претерпел ряд изменений: он стал более длинным, легким, тонким оружием, которое использовалось для колющих выпадов, а не удара из-за плеча. Эти изменения привели к появлению современного криса.

Причины изменений
Факт эволюции криса "буда" из "Прамбанана I", а современного криса из криса "буда" подтверждается доказательствами и принимается с достаточной уверенностью. Однако причины такой эволюции остаются в области гипотез. Тем не менее, мне хотелось бы представить вам следующие соображения.

Как правило, форма следует за функцией. Кинжал "Прамбанан", который в конечном итоге превратился в современный крис, был личным оружием. По более поздним письменным источникам мы можем судить, что в обществе, в котором был обнаружен данный кинжал, такое личное оружие носили при себе постоянно (Groeneveldt). Учитывая яванскую манеру одеваться, можно предположить, что носить при себе кинжал формы и размера "Прамбанан" было не очень удобно. Увидеть, как носили кинжал, можно на примере статуи, обнаруженной в северном алун-алуне кратона Суракарта (Harsrinuksmo, с. 19).

Утверждаю, что изменения, связанные с утратой тяжелого навершия и облегчением формы клинка кинжалов "Прамбанан", были сделаны для того, чтобы обеспечить более удобное ношение кинжала в повседневном саронге. Когда исчезло навершие, а клинок стал легче, оружие стало удобно держать как рапиру, вместо того, чтобы бить им из-за плеча. Превращение в рапиру сделало клинок длиннее, а затем - тоньше, поскольку если бы клинок сохранил свою ширину и толщину, он был бы слишком медленным для эффективного использования в качестве колющего оружия. Колющему оружию в меньшей степени нужно симметричное расширяющееся основание, играющее роль подушки для боковой части кисти, поэтому основание клинка стало асимметричным, поскольку его функция была сведена к поддержке первого сустава указательного пальца. 

В действительности клинок стал асимметричным до описанных выше модификаций. Доказательством тому служат "Прамбанан II", крис "буда". Причина более ранней адаптации асимметричной формы, возможно, объясняется манерой захвата криса "буда". Укороченная сторона основания клинка поддерживает пальцы, более длинная сторона - боковую часть кисти. При таком захвате очевидно, что в удлинении перед пальцами нет никакой необходимости, при определенных обстоятельствах оно может мешать.

Политические волнения позднего классического периода, до возникновения королевства Маджапахит, также являются возможным фактором, который способствовал трансформации криса "буда" в крис современного вида. В такие времена легкое и быстрое колющее оружие, как правило, более полезно, чем медленное и тяжелое. Более легкий вес и большее удобство переноски современных крисов способствовало тому, что эта длинная, легкая, быстрая версия личного яванского кинжала вытеснила более тяжелый и медленный крис "буда". К тому же неспокойные времена требовали всегда иметь под рукой средство обороны.

Однако без технологического прогресса в кузнечном деле появление более длинного, легкого, быстрого и удобного персонального оружия было невозможно. Большинство крисов "буда" не имеет памора. "Они сделаны из простого железа..." (Solyom). Напротив, одной из отличительных особенностей современных крисов является памор. Оружие с памором по сути представляет собой сэндвич: сердечник, который образует режущую кромку, поддерживается ламинированной пластиной с обеих сторон. Такая конструкция клинка обеспечивает гораздо большую прочность при равном поперечном сечении, чем лезвие однородной конструкции. Полагаю, что оружие паморной конструкции, вероятно, появилось в Восточной Яве вместе с развитием современного криса, то есть между 1000 и 1300 г. н.э. Возможно, близость к северному побережью и последующие контакты с торговцами из Персии и индийского субконтинента сыграли определенную роль в технологическом развитии кузнечных процессов и появлении клинков с памором.

Уменьшение ширины клинка привело к сокращению объема кровотечения, вызываемого этим оружием. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток, был придуман клинок с изгибами. К тому же волнистый клинок имеет еще одно дополнительное преимущество - его легче вынимать из раны. Другие характерные элементы кинжала (согокан, кембанг, качанг и грененг) появились, вероятно, в попытке отвести кровь от рукояти.

Все изменения были внедрены до середины 14-го века. 

Резюме
Современный крис существует как минимум с середины 14-го века. Он появился в Восточной Яве и развивался на базе криса "буда", который в свою очередь является переходной формой другого, более раннего, кинжала. Развитие криса современного вида было обусловлено обычаем носить кинжал в качестве личного оружия и предмета одежды.


Спасибо! Ожидайте наших писем
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (VIpkeris.ru).
Товар успешно добавлен в корзину
+7 925 292 64 73
Позвонить Whatsapp Viber