История Криса. Мифы и легенды

Общество королевства Маджапахит

Общество королевства Маджапахит имело иерархическую структуру. На самом верху располагался правитель, его место в королевстве было отражением места бога в космосе. Правитель, как бог, находился в центре своего королевства, и стабильность двора зависела от способности правителя управлять небольшой группой родственников и советников, из которых был сформирован его внутренний двор. В этой группе людей был сосредоточен мощнейший источник власти правителя, но также и величайшая угроза, поскольку члены этой группы могли претендовать на престол.  

Общество представляло собой иерархическую систему, базирующуюся на наследственных титулах, которые определяли сегмент общества, к которому принадлежал человек, и его место в этом сегменте. Данные сегменты можно рассматривать через призму каст. Хотя яванско-индуистская кастовая система не была унаследована от индийской, в них много параллелей. Для простоты восприятия в настоящей работе мы будем считать общество кастовым. Так, на Яве существовало четыре касты: брамины, или брахманы (религиозные лидеры), кшатрии (воины, знать), вайшьи (торговцы, землевладельцы) и шудры (фермеры, ремесленники, люди, занимающиеся ручным трудом). В отличие от кастовой системы Индии, на Яве не было неприкасаемых, ниже шудр стояли еще три группы людей: кандела, млеса, тука (NB: существуют различные варианты написания).

Вдобавок к описанному выше социальному разделению существовало большое количество "зависимых" людей - это были мужчины, часто с семьями, попавшие в зависимость, как правило, из-за долгов. Они существовали на положении рабов.  

Высшую касту составляли брамины (духовенство), однако брамин не мог стать королем. Короли происходили из касты кшатриев. Вайшьи, хоть официально и составляли одну из главных каст, в реальности были маргинализированы и не имели власти и полномочий, которые были у браминов и кшатриев. Шудрам жилось, наверняка, лучше, чем зависимым, но и их положение мало отличалось от рабского.

Иерархическое общество функционирует правильно только в том случае, если все члены этого общества соблюдают правила его структуры. В течение первых 35 лет существования королевства Маджапахит некоторые кшатрии не соглашались со своим положением в иерархии и инициировали волнения, которыми и характеризовалось первые два правления. В 1328 г. Гаджамада сыграл важную роль в смене второго правителя на его старшую сестру. Через шесть лет, в 1334 г., Гаджамада был назначен махапатихом. И только когда он получил достаточно полномочий, в королевстве был наведен порядок. Несомненно, это могло произойти только в результате предпринятых Гаджамадой действий.

В силу огромной временной дистанции мы можем лишь теоретизировать относительно событий, происходивших в Маджапахите в первой половине 14-го века, можем лишь воображать себе, что предпринимал Гаджамада, чтобы навести порядок в обществе. Некоторые из этих действий вполне очевидны, и они описаны в литературных источниках. Хорошо известно, что, стремясь завоевать господствующее положение в ЮВА, Гаджамада объединил народ, или, вернее сказать, кшатриев Маджапахита. Такая технология управления группой людей отнюдь не нова, ее применяли и применяют многие лидеры с древнейших времен до наших дней: группа всегда объединяется при наличии общего врага или общей цели.

Но прежде чем побуждать кшатриев объединяться в целях распространения влияния Маджапахита, касту необходимо было четко структурировать, чтобы каждый ее член знал и соблюдал свое место в иерархии. Без четко структурированной иерархической системы всегда оставалась опасность, что у кого-то в правящем классе в любой момент может появиться желание захватить власть.

Чтобы понять, как могло бы быть реализовано структурирование элитного сегмента общества Маджапахит, предлагаем взглянуть на организацию статусной лестницы в балийском обществе. Балийское общество является признанным продолжением общества Маджапахит, и там статус человека обозначен несколькими способами. Наиболее очевидным способом является уровень языка, используемый между людьми с различным статусом, соответствующий уровень статуса зависит от унаследованного титула, который человек имеет право использовать. Но статус имеет и физическое проявление. Это может быть, например, более высокое и почетное место в каком-либо собрании. Во дворцах, местах встреч, домах людей высшего сословия и в павильонах, где проводятся собрания, сидения располагаются на ярусах, что позволяет людям сидеть в соответствии со своим статусом, причем люди с более высоким статусом находятся на более высоком ярусе. Кремационные башни (баде) тоже имеют статусные ярусы: количество ярусов на крыше башни отражает статус кремируемого человека. Максимальное количество ярусов в башне кремации - 11, такой чести удостаиваются только правители и ограниченный круг высокопоставленных персон. Принципы идентификации статуса, применяемые в балийском обществе, основаны на высоте, размере, количестве, положении.

Вероятно, Гаджамада использовал те же принципы и создал кшатриям Маджапахита систему, которая заставляла членов касты постоянно осознавать свое положение внутри касты, как в отношении самого себя, так и в отношении всех остальных.

Нам известно, что на некоторых святилищах и чанди времен Маджапахита применялись многоярусные крыши. Мы знаем, что правители Маджапахита дали разрешение своим балийским подданным использовать на кремационных башнях многоярусные крыши в качестве показателя статуса. Если используется многоярусная крыша, значит, в ней заложена концепция соответствия количества ярусов статусу человека. Было бы очень удобно снабдить каждого члена касты кшатриев индикатором статуса, который был бы всегда при нем и который бы не давал ему забыть свое место в обществе.  

Оказалось, что существовал предмет, который носил при себе каждый день каждый мужчина, который имел на него право. Это был крис - каждый кшатрий всегда носил при себе крис. В своей первоначальной форме "буда" крис уже представлял собой знак, снабженный религиозными ассоциациями, а став показателем статуса, который носил при себе ежедневно каждый кшатрий, он должен был усилить стабильность социальной иерархии Маджапахита. Наверняка, это была лишь одна из инициатив, предпринятых для закрепления иерархической принципов в обществе, но если крис стал средством социального регулирования, это дает нам правдоподобное объяснение некоторых изменений, произошедших в форме криса в эпоху Маджапахит.

фотодлястатьикрис.jpg 
Святилища в храмовом комплексе в Менгви на Бали. 
Количество ярусов крыши зависит от статуса божества, которому посвящено святилище.

Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новых поступлениях первыми
, ваша заявка принята. Теперь мы будем уведомлять вас о новых поступлениях!
Отправить еще одну?
Спасибо! Ожидайте наших писем
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (VIpkeris.ru).
Товар успешно добавлен в корзину
+7 925 292 64 73
Позвонить Whatsapp Viber