История Криса. Мифы и легенды

Развитие формы лезвия Криса.

Развитие формы лезвия Криса.

Термин "современный крис" мы будем использовать для обозначения криса в его нынешней физической форме, которая представляет собой удлиненный кинжал, хотя может быть это и не самый подходящий термин, т.к. первые его появления в нынешней формы датируются 12-13 веком. 

Современная физическая форма криса имеет по крайней мере две характерные вариации: современный крис, как его понимали в доисламской Яве, и современный крис, как он понимается в Исламской Яве. 

Это очень общая классификация, в рамках которой можно выделить дальнейшие категории.

5d25da73d5f75a45841729dedfe4abfb.jpg

Рисунок "Современный крис". 

Данный крис изготовлен в стиле Суракарта, памор выполнен из метеоритного материала.

Возникновение
Имеющиеся свидетельства говорят о том, что до 1300 г. яванский крис имел форму "буда". Это был короткий широкий асимметричный кинжал, который использовался для удара сверху вниз с выносом руки или в ритуальных целях специально созданные Эмпу. Возможно, трансформация криса "буда" в сторону более длинной формы началась до 1300 г., однако на сегодняшний день нет доказательств, которые бы подтвердили это предположение.

Похоже, существовала переходная форма, когда крис, имеющий некоторые характеристики криса "буда", приобрел изгибы и более тонкий профиль, но нет никакой возможности точно определить, предшествовала эта переходная форма появлению современного криса или была более поздней попыткой смешения стилей, которая была предпринята после появления современного криса. На мой взгляд, переходная форма предшествовала появлению современного криса, поскольку существуют образцы с характеристиками криса "буда", но с более тонким или извилистым клинком, однако в то же время мне неизвестно об образцах, сочетающих в себе черты криса "буда" и четкий ричикан "современного криса".

15fd734c0718044344c99fc48a8c6b71.jpg   
Рисунок. Типичный крис "буда".

5522c2486c3d489f0db73ad24148ead3.jpg   

Рисунок. Еще один крис "буда". На этот раз видна паморная конструкция.

гунунган.jpg

Рисунок. Крис "буда" четкой формы Гунунган

55b21b520acc4a356a8ffbc0e7cbc798.jpg

3c3a10b0fe59a8650b4d69d1944e0758.jpg

Рисунок. Прямой переходный крис

1b86021387726c7df354490bf4c470f2.jpg

Изогнутый переходный крис

Самое раннее известное монументальное изображение криса, который используется так же, как современный, то есть в качестве рапиры, встречается в Чанди Панатаран (ранее 1454 г.), в Восточной Яве, недалеко от Блитара. К 1437 г. современный крис уже появлялся на монументальных памятниках Чанди Сукух, а до 1600 г. на Яве умели изготавливать крисы различных чрезвычайно сложных форм, с извилистым клинком и большим количеством мелких орнаментальных элементов, практическую роль как орудие для сражений которых невозможно объяснить. Эти детали по самой своей природе должны рассматриваться как иконографические или мистические.

Мы можем зафиксировать параметры периода перемен, поскольку монументальные изображения крисов до 1300 г. показывают форму криса "буда", а на монументальных изображениях после 1300 г. начинают появляться крисы удлиненной формы, которую я называю современным крисом. Вероятность того, что современный крис впервые появился между 1300 и 1600 гг., подтверждается фактом существования определенного количества крисов, которые были завезены в Европу в первые годы 17-го века. 

В европейских музея имеются крисы, попавшие в Европу до 1700 г., некоторые были завезены даже раньше 1600 г. (14). Изображения этих крисов опубликованы (6), во всех случаях налицо высокоразвитая форма, которая мало чем отличается от яванских крисов более поздних периодов, включая сегодняшний день. Такое сложное развитие от основ до вершин за сравнительно короткий промежуток времени не происходит без преднамеренных действий, направленных на содействие такому развитию.

Природа символа


Постепенное развитие является естественным продуктом постоянных изменений, направленных на улучшение функции. Большинство деталей современного криса сложно - если не невозможно - объяснить с точки зрения функции. Единственное разумное объяснение их существования - это символическое и мистическое значение. Если принять во внимание роль символизма в яванской культуре, то такое объяснение наличия массы деталей на современном крисе будет очень сложно опровергнуть.

В эпоху Маджапахит простые люди не носили крисов, это была прерогатива элит. В 14-ом веке на Яве железо было недешевым, достать его было нелегко, а превратить железо в оружие стоило очень дорого, так что позволить себе крис мог только человек из элиты.

Для представителей элиты крис служил символом маскулинности. Существует достаточно доказательств, которые помогают понять природу криса в эпоху Маджапахит. Приведенные ниже цитаты (одна из литературного произведения, другая - с монументального памятника) служат отличными примерами:

Из "Наванатьи": "Место криса, знака мужественности, спереди".

Из надписи на лингаме, на котором также изображен крис, обнаруженном в Чанди Сукух (1437 г.). Перевод Марты Мууссес:

"Освящение Святой Ганги Судхи - знак маскулинности есть суть мира". 

Лингам Сукух очень массивен, его длина составляет более шести футов (более 182 см), окружность - более пяти футов (152 см). Несомненно, он представлял собой композиционный центр данного религиозного объекта.

лингам.png
 
Лингам. Обнаружен в Чанди Сукух, расположенном на склоне горы Лаву, Центральная Ява. 

В настоящее время находится в Национальном музее Джакарты;
Обратите внимание на изображение криса (из c.j. van der Vlis report of 1843).

Общество и статус
Являясь символом мужского начала, крис также был знаковым представителем своего владельца. В какой-то момент в ходе экспансии королевства Маджапахит крис - кинжал, который носили при себе воины и который считался символом воина, который его носил - стал символом статуса этого отдельно взятого воина. Наиболее вероятным является время, когда Гаджамада формировал государство Маджапахит.

Трансформация криса в показатель социального статуса могла происходить в форме присвоения воину статуса по линии родства, во многом аналогично балийской кремационной башне, бад, количество ярусов которой отражает унаследованный статус кремируемого человека. На Бали члены королевской семьи имеют право на башню с 11 ярусами, знать - на 7 или 9 ярусов, мелкая аристократия - 3 или 5 ярусов, простолюдины не имели ярусов вообще - только крышу. Каждый человек, который является членом элитных каст, имеет унаследованный статус, который определяет его место в пределах своей касты и общества в целом. Балийское общество является культурным наследником общества Маджапахит.

В более позднее время во всех местностях, где носили крис, он говорил о статусе своего хозяина и его положении в обществе. Подтверждение тому, что крис использовали для выдачи награды владельцу можно найти в действиях Султана Агунга из Матарама (1614-1645 гг.), который присваивал своим военачальникам право использовать различные формы кинатах для украшения своих крисов после победы в кампании при Пати. Такое применение криса говорит о том, что он считался представителем своего владельца.
   
DSC_0299_2.jpg

Рисунок. "Современный крис" (17-18 век), инкрустированный золотом (кинатах). Резные детали включают нага и оленя (миниатюрная фигурка над хвостовиком).

Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новых поступлениях первыми
, ваша заявка принята. Теперь мы будем уведомлять вас о новых поступлениях!
Отправить еще одну?
Спасибо! Ожидайте наших писем
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (VIpkeris.ru).
Товар успешно добавлен в корзину
+7 925 292 64 73
Позвонить Whatsapp Viber